Почему «Фельетон №1?» А почему бы и нет? Ведь существует «Вареничная №1» и где-то, наверное, даже выпускается водка с подобным названием?..
Повод вот какой: редакция «Чтива» попытается оживить давно умерший и похороненный жанр фельетона.
Почему я думаю, что он умер? Может быть он жив, просто сменил имя и скрывается? Давно пропавшего без вести принято считать мертвым, а ваш покорный слуга давно не встречал ни в одном журнале рубрики с таким названием.
Итак, если признать смерть фельетона в официальных «органах печати», то сам этот факт открывает бесконечное поле для спекуляций и споров на тему, чем же собственно являлся покойник: был ли журналистом или писателем, любил ли сатиру, состоял ли в оппозиции, и если да, то в оппозиции к чему?
Был ли он озлобленным критиком всего, что ему неподвласно, или лишь ироничным журналистом, писавшем о нравах и обычаях современного общества без пафоса и чрезмерной политкорректности?..
Особенно дотошные из вас, чтобы пролить свет на этот вопрос, могут обратиться к литературным энциклопедиям.
Мне же очень понравилось совершенно невнятное, но от этого еще более очаровательное пояснение, опубликованное в заметке анонимного автора (газета «Закавказский вестник» от 22 апреля 1848 года), на днях случайно попавшееся мне на глаза:
«Да извинит меня читатель, если фельетон мой, как калейдоскоп, будет пестреть всевозможными красками, если хромоногий слог мой будет беспрестанно изменять свою интонацию. Поверьте мне: как фельетонист, я имею полное право быть немножко бесхарактерным, имею полное право на первых десяти строках – заплакать, на других десяти строках – смеяться; поставить точку и важным тоном начать философствовать – еще поставить точку – и болтать, как подгулявший школьник. Жизнь, господа, страшно разнообразна. Фельетон только тогда и годится на что нибудь, когда похож на эту жизнь своим бестолковым разнообразием».
Итак, руководствуясь этим исчерпывающим определением, «Чтиво» принимается за работу… А значит, авторы «Чтива», могут, грубо говоря, воскрешать этот жанр как хотят…
Поэтому возьму на себя смелость утверждать, что рассказы и заметки, которые будут публиковаться на страницах «Чтива» в рубрике «фельетон», безусловно являются фельетонами.
Раз так, то даже эта заметка может считаться фельетоном, открывающим новый цикл, следующие публикации которого уже готовятся к выходу в свет…
С уважением,
редактор «Чтива»
Алексей Бобровников